В тестовом режиме

История

«Шайтан-арба» появилась на дорогах Туркестанского края, как вестник нового, удивительного века. И двигалась она не по дороге, а по железнодорожному полотну. Случилось это в 1899 году после начала  движения  поездов на участке от Ташкента до Красноводска. С опаской смотрели тогда жители близлежащих домов на чудовище, лязгающее железом, шипящее и обдающее во все стороны паром.

Появление же «шайтан-арбы» на улицах Ташкента вызвало бурю  восторгов и удивлений. Коляска с пассажирами без лошадей двигалась сама по себе. Чудеса, да и только!

Рассказ о первых автомобилях на дорогах Узбекистана был бы не полным, без истории ташкентского трамвая, который появился в нашей столице в самом начале Х1Х века. Это была обычная «конка», то есть небольшой вагончик, который тащили по рельсам лошади. Маршрут его движения протянулся от железнодорожного вокзала до базара в старом городе и от улицы Романовской (ныне Ш. Рашидова) до Сергиевской церкви, что стояла на Пушкинской улице.  30 вагончиков конного трамвая обслуживало тогда 230 лошадей.

Возрастающие потребности города не удовлетворяли возможности «конки» и ташкентские власти в сентябре 1908 года приняли решение перевести трамвай на электрическую тягу. С бельгийским анонимным обществом, которое получило название «Ташкентский трамвай» был заключен договор. По контракту, заключенному городской думой с бельгийским обществом, все трамвайное хозяйство должно было перейти в собственность города в... 1952 году.

Первый трамвай на электрической тяге в городе Ташкенте пошел в 1913 году по улице Пушкина. Но шло время. После 1917 года в городе действовало всего 26 километров узкоколейки, по которой на 4 маршрутах ходило 50 маломощных трамваев и еще 20 прицепных вагонов. К 1940 году протяженность трамвайных путей составила уже более 100 километров.

Единственный вагончик, воспоминание о тех уже далеких годах, сохранился во 2-м трамвайном депо. На улицы он уже давно не выезжает. Но вот однажды ему пришлось проехаться по улицам Ташкента. Его «пригласила» для участия в съемках кинофильма «20  дней  без войны» киностудия «Ленфильм». По такому случаю его подремонтировали, подкрасили, придав ему, вид той далекой военной поры и даже на конечной остановке 11-го маршрута, что на Кукче, установили дополнительные рельсы для съемок эпизодов художественного фильма.

А не так давно в столице республики произошло одно очень интересное событие. Оно было посвящено торжествам по случаю столетия со дня пуска первого ташкентского трамвая. С раннего утра хозяева встречали и принимали гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Гостей принимал первый заместитель хокима города, председатель правления  ГА «Ташгорпасстранс» Равшан Файзуллаев, который выступил перед собравшимися с докладом «Городской электротранспорт Узбекистана на рубеже веков». А затем по городу прошелся парад ветеранов электротранспорта. Все сохранившиеся экспонаты были любовно отреставрированы и показаны гостям и жителям города. Немного позже появляются первые автомобили и в Ташкенте. На пыльных, не мощенных улицах города, на глазах удивленных зевак, затарахтел четырехместный «Рено». На его тисненом кожаном сиденье восседал генерал от инфантерии Н. Гродеков - генерал-губернатор Туркестанского края. Несмотря на явные преимущества новомодной новинки ташкентская знать, несмотря на усилия некоего Могилина пытавшегося организовать продажу автомобилей, равнодушно отнеслась к этому событию и продолжала использовать старый испытанный способ передвижения для своих повседневных нужд. Несколькими грузовыми автомобилями располагало военное ведомство, гараж которого находился в крепости. Мизерное количество автомобилей не могло решать серьезных хозяйственных задач. Перевозки грузов осуществлялись гужевым, вьючным и отчасти водным транспортом - по Амударье и Сырдарье. Последующее расширение масштабов строительства, увеличение посевных площадей хлопчатника и других культур подтолкнуло развитие автомобильного транспорта. А появление автомобилей на улицах Ташкента разбудил, растревожил его провинциальную, размеренную жизнь, он стал приобретать вид крупного столичного города. Это событие подхлестнуло активность его жителей, изменило отношение ко многим обыденным вещам, растревожил умы и надежды.

А вот автобусы жителям Ташкента понравились сразу. Первые 9 автобусов зарубежного производства начали курсировать в Ташкенте в 1910 году. «Работали» они на купца Шадыходжаева. Первым ташкентским автовокзалом стал тогда Воскресенский базар (ныне это площадь имени Алишера Навои). Автобусы следовали по маршрутам: поселок Никольский - Куйлюк, Никольский - Соборная площадь, вокзал - Воскресенский базар.